11 дек. 2017 г.

Ремонтируем Дельту

Привезли тут с десяток ИБП Delta GES102R200135 на "ремонт" - заменить аккумуляторы, почистить, отремонтировать если вдруг сломались. А они все мертвые оказывается!

Китаец, но не откровенный. С технологией двойного преобразования, но КПД всего 70%, Т.е. по цифрам он 1 кВА, но активной нагрузки выдержит всего 700 Вт. Есть решения и получше, с КПД 90% и прочими плюшками, при сопоставимой цене.

Внутренности типичного поцыента:
Этому товарищу повезло, внутри чисто и сухо, некоторые экземпляры внутри напоминали центральное Черноземье после паводка. Китайцы не пожалели материалов и покрыли печатную плату снизу компаундом, паять невозможно, но от сырости сберегает.
Схемотехника двойного преобразования:
Слева направо: разгибатель входного напряжения, в просторечии выпрямитель - диодный мост; пара диодов на DC-шину; транзистор PFC; полумост зарядника аккумуляторов на МОСФЕТах; DC/DC конвертер опять же на МОСФЕТах. На переднем плане плата драйверов для зарядника и DC/DC конвертера, каждый драйвер выполнен на SG3525A.
На втором радиаторе: диодный мост - разгибатель после трансформатора DC/DC конвертора; IGBT инвертора.
Плата мозгов:
Отвечает за предстартовое тестирование железа, запуск, работу светодиодов и кнопок на передней панели, работу инвертора. Зарядник и DC/DC конвертор работают всегда и не управляются. Кроме того, зарядник имеет ограничение только по максимальному току (через токовый трансформатор и компаратор), поэтому может запросто вскипятить батареи - на разряженных до 75% АКБ подкидывал ток до 3 А, что несколько многовато для установленных в нем АКБ с емкостью 9Ач. К тому же отсутствие настройки зарядного тока - опасная фича, учитывая, что снаружи могут подключаться и дополнительные батарейные модули - имеем либо перезаряд встроенных АКБ, либо долгий-долгий заряд внешних батарей.
А это горелые транзисторы.
Типичные неисправности: неисправный зарядник: 10 попаданий из 10.
Выбивает один или оба сразу транзистора, иногда разносит корпус транзистора:
Если установлены транзисторы W9NK90Z - почти обязательно сгорают резисторы в затворах (75 Ом, 1/8 Вт). Иногда страдает и резистор между затвором и истоком (10 кОм, 1/16 Вт). Обязательно сгорает в уголь предохранитель с (+) DC-шины (7А 125В).
Если установлены 2SK3878, затворные резисторы (150 Ом) почти всегда выживают. Еще попалась плата с W11NK100Z и резисторами 75 Ом, которые опять же горят.
Драйвер не страдает, т.к. развязан с затворами через трансформатор, но лучше проверить, подав питание 12В на плату драйверов.
Импульсы на первичных обмотках трансформатора на выходе с платы драйвера, с обязательным dead-time:

Импульсы на затворах после трансформатора, уже без мертвой зоны:


Вторая по популярности неисправность: отказ DC/DC конвертера, который разгоняет напряжение с батарей (36В) до напряжения DC-шины - 4 попадания из 10 возможных. В этом случае вероятно умерла и микросхема драйвера (2 попадания из 4).
Схемотехника DC/DC конвертера похожа на, например, Eaton 9120:
Иногда после проверки драйвера и замены транзисторов при попытке запуска от АКБ транзисторы сгорают вновь с характерным дымком и забирают с собой батареныйе предохранители (2 шт 20А в параллель). Можно проверить трансформатор, поэкспериментировать с драйвером и осциллографом, сжечь еще горку транзисторов, после чего вынести вердикт о неремонтопригодности (а сервис-инженеры самого производителя сразу заявляют, что компонентным ремонтом не занимаются, меняют всю плату целиком).
Если ИБП вообще не запускается, не реагирует на кнопки - смотреть блок питания 36/12 В, выполненный на UC3845. При зажатой кнопке включения должен получить напряжение с (+) батареи на ногу Vcc, начать генерить на выходе 12В. На батарейной шине достаточно 12-15В для запуска (на время проверки).
Если с батарей ИБП запускается и работает, а при включении в сеть ~230В выбивает автомат (а вы же розетку для ремонтируемого оборудования запитали через отдельный автомат?) - пробит диодный мост на входе.
Про заклинившем или отключенном вентиляторе - ИБП не включится, зажгет светодиод "Fault".
И самый печальный случай - смерть платы управления. Неремонтопригодно и тогда только гвоздем на стенку.
Ну и на закуску, анекдот про колхозника, свинью на протезах и холодец. Ремонтникам было лень выпаивать сгоревшие транзисторы из платы, выводы откусили, укоротили выводы на новом, потом по месту все спаяли:









Комментариев нет:

Отправить комментарий